Александр Молочников вывел свое детище — Pavaga Gaming — на белорусский рынок киберспорта в 2018 году. Проект начинался с двух составов по Dota 2 и пяти человек. С тех пор его команда расширилась, как и функционал организации. Теперь в Pavaga не только готовят киберспортсменов, но и организуют соревнования. В рамках совместного проекта с VOKA Gaming “Киберспорт в лицах” Александр Молочников рассказал, чем живет его “Павага” сегодня.
“В Pavaga Community стараемся публиковать развлекательную и полезную информацию для подписчиков”
— Какие сегодня цели у Pavaga?
— Работаем в нескольких направлениях. Pavaga Academy — бесплатный образовательный проект для перспективных игроков, которые имеют понимание дисциплины выше среднего. Сейчас хотим включать в этот процесс школу нашей организации, где ребята смогут обучаться с нуля. То есть в этой сфере хотим, чтобы к нам приходили новички, получали базу и становились академиками. А после – чтобы эти самые академики формировались в профессиональные составы. На сегодня у нас уже есть несколько таких коллективов.
У турнирного отдела организации сейчас нет глобальных целей. Будем улучшать качество наших и “подрядных” соревнований, а также настроим коммуникацию с игровыми платформами и разными командами. Аналогично и с трансляциями, которые ведем. Правда, здесь смотрим в сторону создания собственной студии.
— В чем различие Pavaga Gaming и Pavaga Community?
— Пару месяцев назад решили провести более четкое разделение, потому что возникла такая необходимость. Когда наша организация появилась, в социальных сетях был один паблик, но классический. В нем освещалось выступление двух составов из про-игроков по Доте, которые существовали с момента создания Pavaga. Потом мы решили перейти от выступления на турнирах к их организации. А недавно решили разделить информацию о соревнованиях и командах. Поэтому Pavaga Community посвятили локальной аудитории, которой интересны полупрофессиональные турниры. Также в этой группе стараемся публиковать развлекательную и полезную информацию для подписчиков.
Поэтому за результатами команд и академиков — в Pavaga Gaming, за турнирами и полезной информацией — в Pavaga Community.
— А кто ваша аудитория сегодня?
— В Pavaga Gaming это академики и люди, которые следят за развитием организации. А вот на Pavaga Community подписаны те, кто просто интересуется киберспортом и хочет получать какую-то тематическую полезную инфу, а также те, кто хотел бы попробовать свои силы на начальном уровне соревновательной сцены. Наши турниры как раз под это и заточены. Здесь же можно решить вопрос с командой, потому что довольно часто ребята не могут найти себе тиммейтов.
“Когда киберспортивная история FCDB закончилась, мне захотелось продолжить работу с тем составом”
— Как родилась Pavaga Gaming?
— Меня интересовало, как функционирует киберспорт, еще с университетских времен, когда на пятом курсе работал администратором сначала в компьютерном клубе V3, а потом в V4, который открыли через пару лет. Тогда были еще составы по дисциплинам WarCraft, StarCraft, Quake и CS 1.6. Они участвовали в LAN-турнирах, а мы даже международные ивенты делали. Очень душевно было. И вот в то время “подсел” на эту атмосферу.
Потом углубился в более “серьезную” работу — я по образованию математик-программист. А затем появилась Белорусская федерация киберспорта. Ее руководителя Дениса Богуша знал давно, поэтому в один момент начал помогать БФК с какими-то моментами. Как раз тогда родилась идея турнира МЭТА. В какой-то момент мы начали расходиться во взглядах, да и мне хотелось реализовывать какие-то свои идеи.
Тогда существовала организация FCDB Esports, и у меня появилась возможность поработать руководителем ее киберспортивного направления. Ради такого проекта я готов был отложить свои идеи. В итоге удалось проработать два-три месяца, но за это время успели собрать хороший стак по Dota 2. Когда киберспортивная история FCDB закончилась, мне захотелось продолжить работу с тем составом. Это был тот самый момент, когда надо было открывать проект. Вот так и родилась идея создать свою организацию.
Повезло быстро найти единомышленников, и вскоре появилась Pavaga. Конечно, тогда все виделось в розовом свете. Думал, что достаточно только хороших отношений с игроками, чтобы все работало и был результат. Так все и происходило какое-то время. Но в 2019-м начали возникать сложности — и мы отказались от идеи с составами. Запустили академию и начали работать как турнирный оператор. Параллельно вступили в “Парк высоких технологий”, где к нашей идее позитивно отнеслись.
— За почти три года работы какие достижения или успехи своего детища можешь отметить?
— Со старта выстрелили составом по Доте: выиграли турнир от WePlay с призовым в $50 000. Тогда это, конечно, была очень значимая сумма призовых. И помню драматический финал: проигрывали Alliance 0:2, но закамбэчили и выиграли 3:2. За победу получили около $40 000. На тот момент это был самый большой выигрыш на турнире по Dota 2 для белорусской организации. Возможно, он до сих пор таким остается.
Конечно же, отмечу нашу академию. Со стороны, может, незаметно, но динамика развития довольно хорошая. Изначально нас было десять игроков и тренер. А сейчас Pavaga Academy стала “организмом”, где есть много тренеров, игроков и психолог. К тому же ребята разрабатывают дополнительные курсы. Сейчас они хотят запустить обучение для капитанов и будущих стримеров.
Также выросли как турнирный оператор. У нас есть три собственные лиги по Dota 2, CS:GO и FIFA. Очень горжусь D2National — это лига для менеджеров, которые собирают команды и соревнуются друг с другом. У нас получилось сделать The International для бедных. Сейчас концепция немного поменялась, но в первом сезоне участвовали восемнадцать тегов. Каждый из них обыгрывался как некий герой из Доты.
Вырос и штат. Начали мы с нескольких человек, а сейчас у нас есть разные отделы: СММ, трансляции, организация турниров, собственный пул комментаторов. Причем мы не только решаем свои задачи, но и помогаем закрывать вопросы другим компаниям и турнирным операторам. Также делаем соревнования под ключ.
“Составы Pavaga на белорусских турнирах можно будет увидеть чаще”
— Вы регулярно объявляете поиск стафа или игроков. Сколько сегодня составов и по каким дисциплинам?
— Сегодня у нас два состава по Доте и один по CS:GO, но наша структура позволяет масштабироваться и на другие дисциплины. Однако сейчас нет на это свободных средств. Pavaga Academy — это по большому счету для души. На сегодня она только потребляет ресурсы, а зарабатываем за счет других проектов. Но как появится возможность расшириться, то сразу же займемся этим.
— Ваши составы не особо заметны даже на белорусских турнирах. Почему так?
— Команда под тегом Pavaga начала выступать совсем недавно. Раньше наши ребята собирались и играли на соревнованиях, но под другими названиями. Именно состав Pavaga недавно участвовал в VOKA League по Dota 2. Сейчас решили давать парням поддержку, исходя из результата. В ближайшее время составы Pavaga на белорусских турнирах можно будет увидеть чаще.
— Спортивный директор Pavaga Влад Гавриленко в одном из интервью говорил, что первый состав по Доте был крайне убыточным. Сегодня их несколько. Что изменилось?
— За первый состав выступали про-игроки с зарплатой и всеми сопутствующими. При этом было довольно сложно ими управлять и чего-то требовать особенно в плане работы над медийкой. Из-за этого не особо успешно получалось монетизировать состав и влиять на результаты выступлений.
Сейчас же мы пошли от обратного. Сначала ребята показывают результат, какой-то рост и стабильность, а уже потом мы говорим о зарплате и бонусах. Так будет проще привлекать партнеров и монетизировать составы.
“В стране не то чтобы не хватает тренеров, их просто нет. Часто тренерами становятся или бывшие игроки, или люди, которым интересна такая деятельность”
— Основное направление — это обучение в Pavaga Academy. Кто сегодня работает с ребятами?
— По каждой дисциплине есть несколько тренеров. Плюс мы стараемся периодически привлекать к тренировкам про-игроков. Они с нашими академиками смотрят реплеи, разбирают ошибки.
— Школа Pavaga Gaming. Насколько будет успешен и востребован проект по обучению детей?
— На белорусском рынке единицы подобных проектов. Сейчас, перед запуском, сложно оценить. Но наша команда надеется, что Школа Pavaga Gaming будет востребована.
— Достаточно ли тренерских кадров в стране? Всегда ли это экс-игроки?
— В стране не то чтобы не хватает тренеров, их просто нет. Часто тренерами становятся или бывшие игроки, или люди, которым интересна такая деятельность. По сути, тренеры Pavaga — это экс-игроки с опытом капитанства и небольшими знаниями педагогики. Коучей приходится растить внутри нашей организации. Но в этом направлении уже идет работа. Вот как раз школа тренеров, которую проводила Белорусская ассоциация компьютерного спорта, помогла повысить квалификацию наставников. И, надеюсь, Ассоциация будет дальше заниматься таким обучением.
“Если коуч будет и играть, и тренировать, то он просто выгорит эмоционально”
— То есть человек со стороны может стать тренером? Например, если он изучает патчи, знает хорошо игру, но не имеет большого опыта выступлений?
— Тренер в любом случае по уровню игры будет проседать по сравнению с киберспортсменами. Его основная обязанность ведь в том, чтобы учить, структурировать подачу информации, объяснять и анализировать. Игроки же могут просто восемь часов в день тренироваться. И если наставник будет и играть, и тренировать, то он просто выгорит эмоционально. Но, с другой стороны, чем выше уровень игры, тем больший авторитет перед киберспортсменами коуч будет иметь. Ну и, естественно, он будет более погружен в дисциплину.
— Среди ваших экс-подопечных есть довольно известные белорусы. Тот же Petushara. Кем гордитесь особенно сильно?
— С теми, кто выступает на профессиональной сцене: Petushara (он же Kazl), Ergon и HappyDyurara. Рio65, к сожалению, вижу только на каких-то отборочных. Ко всем нашим выпускникам у меня теплое отношение. С удовольствием с ними общаюсь. Ну и плюс Ergon удалось съездить на мейджор, а Petushara – на минор. Да и вообще Petushara чуть на Инт не попал. Если бы выиграл квалификации, то были бы безумно рады. Болели за него. Ну, и за академиков приятно, что они поднимают свой MMR. Сейчас человек десять добили его до 7000, а Uflly попал вообще в топ-400 игроков с рейтингом 8500.
— Обучение в Pavaga Academy проходит по Доте и CS:GO. Будет ли расширение списка дисциплин?
— Опять же все зависит от ресурсов. С самой работой тренеров в структуре проблем возникнуть не должно. Момент, как все должно функционировать, уже отработан. По пулу дисциплин сложно сказать. Нужно смотреть на их актуальность непосредственно перед вводом в программу. Сейчас Valorant — один из лидеров, но, возможно, через несколько лет для СНГ эта дисциплина будет неактуальна.
— Можно ли сегодня взяться за обучение “мобилкам”?
— А почему нет? От этой идеи мы не отказываемся. А по структуре обучения особых отличий нет.
“О получении огромных доходов речи не идет”
— Pаvaga занимается и организацией турниров. Насколько это успешная ветка работы?
— Рынок Беларуси довольно ограничен. Но для нас большой плюс, что мы не привязаны к конкретной территории. При желании турниры сегодня можно организовывать и в СНГ, и в Европе. Если убрать крупные компании, турнирных операторов очень мало, особенно в Беларуси. Поэтому выходит, что рынок в принципе свободен, но какого-то большого регулярного спроса нет. Хотим двигаться с этим в сторону России. А сейчас оказываем услуги по организации соревнований для VOKA Gaming и БАКС.
— На организации турниров можно зарабатывать в Беларуси?
— О получении огромных доходов речи не идет. Сегодня мы выходим на самоокупаемость, то есть организация турниров покрывает все наши затраты и немного остается на академию. Получается где-то так. Но в Беларуси без VOKA Gaming и БАКС довольно мало заказчиков. И это довольно грустно, поэтому и хотим расширять географию. Были также случаи, когда наши партнеры брали на себя организацию, а мы занимались ведением социальный сетей и разработкой дизайна графики.
— Относительно недавно у вас прошел турнир по Rocket League. Не самая популярная дисциплина, да и к тому же белорусов не было. С какой целью проводите такие ивенты?
— Это был пробный выстрел. Наш сотрудник Ян Лазечный играет в Rocket League и вот предложил попробовать. Мы согласились. Каких-то огромных ресурсов это не стоило. Получилось, что абсолютно новая для нас дисциплина, но за счет участия тир-1 команд зрителей пришло достаточно. После этого турнира общались с представителями комьюнити, так что теперь есть мысли сделать какую-то лигу. Там и голодное до соревнований сообщество, и рынок свободен. Будем рассматривать добавление в пул дисциплин RL уже на 2022 год.
Подробно о Rocket League в 10 вопросах и ответах от представителей дисциплины
“Киберспорт – новый инструмент для продвижения и его надо использовать”
— Как изменился белорусский киберспорт с момента выхода на рынок Pavaga?
— Сразу приходит в голову появление киберспортивного направления видеосервиса VOKA — VOKA Gaming, который начал активно вкладываться в киберспорт. Была создана Белорусская ассоциация компьютерного спорта. До 2018-го все относительно знали друг друга, но держались на расстоянии и без общения. Сейчас благодаря митапам людям удается пообщаться и познакомиться, обменяться опытом.
Второй момент: стало значительно проще продвигать киберспорт. Раньше приходилось подробно рассказывать маркетологам, что и как. Сейчас практически все уже знакомы с этой сферой, хотя бы поверхностно. Понимание рынка значительно выросло. Куда больше людей знает, что киберспорт – новый инструмент для продвижения и его надо использовать.
— Чего не хватает киберспорту для крутого взлета?
— Не считаю, что подъем должен быть крутым. Нужно выстраивать структуру, а это быстро не делается. К тому же стоит взращивать свои кадры, а не приглашать людей со стороны, которые в любой момент могут уйти, оставив после себя выжженное поле. Например, в Pavaga акцент делаю на молодых энтузиастов, а не на людей с большим опытом, которые уже сформировали свое видение по многим вопросам. Сейчас же с точки зрения динамики в киберспорте все идет хорошо. LAN-ы, митапы, школа тренеров — растет активность в сегменте рынка. И быстро это происходить не должно. Нужно проработать ошибки и построить крепкий фундамент для развития киберспорта.